Continue Reading" />

Студийные световые приборы для новичков. I часть.

Памятка начинающим фотографам по работе в фотостудии. Или «как не заблудиться в дебрях светового оборудования, оказавшись первый раз в фотостудии».

Сегодня множество фотостудий предлагает фотографам поистине исчерпывающие возможности для воплощения в жизнь любых творческих идей. Шикарные интерьеры,
многочисленный реквизит и, конечно же, световое оборудование различных типов и модификаций. О нем я и хочу рассказать немного вводной информации.

Студийное световое оборудование бывает двух основных видов — источники постоянного света и источники импульсного света.
В источниках постоянного света обычно используют галогенные или газоразрядные лампы. Существуют также источники постоянного света в которых импользуются
светодиоды. Последние — это новинка в производстве световых приборов. Подобные источники при всех приемуществах постоянных приборов лишены главного их
недостатка — они совершенно не нагреваются и расход электроэнергии у них в разы меньше. Я использую источники постоянного света фирмы Dedolight. На сегодняшний
день продукция этой фирмы является, пожалуй, наилучшим представителем на рынке приборов постоянного света для фото и видео съемок. Подобное оборудование не часто
встречается в студиях, которые предлагаются в почасовую аренду. Но тем не менее, достаточно несложно найти фирму где за небольшую дополнительную плату Вам предложат
их взять в прокат.

В импульсных источниках используют по две лампы. Лампу постоянного, так называемого «пилотного света» и газоразрядные лампы-вспышки.
Лампы пилотного света в этих приборах обычно маломощные и испоьзуются только для примерной оценки световой сцены кадра.

Световые источники импульсного света можно поделить на две категории — генераторные источники и источники «моноблоки».
В «моноблоках» пилотные лампы вместе с лампами-вспышками находятся в едином корпусе. В нем так же располагаются элементы управления силой импульса, накалом пилотной лампы и
прочими характеристиками. Весь этот набор подключается к электросети посредством одного шнура.
Различные производители светового оборудования предлагают самые разные варианты исполнения моноблоков в том числе и по их характеристикам.
Одной из наиболее ярких фирм-представителей среди этого рынка является немецкая фирма «Hensel». В своей работе я использую моноблоки именно этой фирмы. Естественно, со многими
остальными приборами мне тоже довелось поработать и неоднократно. Среди них встречались Profoto, Rekam, Falcon, Raylab, Broncolor, Bowens и прочие, названия которых я уже не
в силах припомнить. Цветовая температура моих моноблоков находится в диапазоне примерно 5200К-5400K. Схожие значения можно наблюдать и у большинства остальных производителей
импульсных источников света.

Генераторные источники представляют собой «сборную систему» состоящую из непосредственно генератора — блока, в котором размещается все управление прибором, а так же
присутствует возможность подключить более одного прибора единовременно, и самого светового прибора, в котором располагается только лампа и «байонет» для подключения
светоформирующей насадки. Данная система обладает более высокими показателями производительности и гибкости настройки, но в то же время отличается от «моноблоков» по цене
выше в несколько раз. Поэтому эти системы не так часто встречаются в студиях. Либо они предлагаются в аренду за дополнительную плату. Мощность импульсных световых источников
обычно указывают в Джоулях (Дж).

Насадки на приборы для формирования света. Или светоформирующие насадки — это приспособления различных видов и модификаций, которые крепятся к световому прибору
посредством специальных переходников (байонетов) для придания световому потоку разнообразных характеристик.

Самые распостраненные и часто используемые в студиях светоформирующие насадки и приспособления к ним:
— Рефлектор круглый, стандартный;
— Софт-рефлектор или «портретная тарелка» (с сотами, рассеивателем или без таковых);
— Шторки, одеваемые на стандартный круглый рефлектор. Могут использоваться с цветными или рассеивающими фильтрами или сотами;
— Конический рефлектор;
— Шаровый рефлектор;
— Фоновый рефлектор;
— Оптический рефлектор (с цветными фильтрами, держателями слайдов, держателями «гобо» или без таковых);
— Софтбоксы (Весь спектр подобных насадок — стрипбоксы, квадробоксы, октабоксы и специальные софтбоксы);
— Зонтичные рефлекторы.

Теперь пробежимся по этому небольшому списку слегка углубившись в тему для понимания «что к чему и для чего».

Рефлектор круглый, стандартный. Или обычный «горшок», как его величают большинство пользователей. Различаются по диаметру (обычно от 7 дюймов) и по глубине
(от 18-ти сантиметров и далее в большую или меньшую сторону). Чем глубже рефлектор, тем более узконаправленный поток света он дает.
Характер светового потока при использовании данной светоформирующей насадки.
Свет направленный, очень жесткий, можно еще сказать резкий. На освещаемом объекте дает ярко выраженные переходы от светлых участков к темным. Тени глубокие, грубые, с
жесткими краями. Иногда, в зависимости от покрытия освещаемого объекта, может давать яркие блики. Используется отдельно или вместе с насадкой «шторка», цветными или
матовым фильтром или сотами. Соты используют при необходимости получения «ровного» направленного светового потока для засветки отдельных участков, дабы избежать нежелательного
освещения близко расположенных объектов или намеренно «скрыть» их из кадра.

Софт-рефлектор. Самая любимая портретистами, да и не только, насадка — портретная тарелка. Как видно на изображении данный «девайс» представляет из себя конструкцию, весьма
напоминающую по своей форме обычную тарелку. Собственно, отсюда и название. Основное отличие от круглого рефлектора вовсе не в размере, а в том, что свет от тарелки мы получаем
уже отраженный, мягкий. ***Тут надо отвлечься и пообещать написать отдельную статью на тему прямого или падающего света и его отличий от рассеяного и отраженного света.
Обязательно сделаю, сразу как появится свободная минутка! Вернемся к теме. Отраженным наш световой поток становится из-за прохождения двух отражателей — маленького,
установленного прямо в центре тарелки напротив лампы, который рассеивает и направляет световой поток в большой отражатель — собственно корпус самой тарелки. Такая нехитрая
компановка насадки позволяет сильно «смягчить» световой поток. Отсюда на нашем объекте немедленно появляются тому доказательства — тени становятся гораздо мягче, но все еще
достаточно заметны, края переходов от светлых участков к темным сглаживаются, размываются. Соты на портретную тарелку используем для достижения схожих целей, как и при
использовании сот на стандартном круглом рефлекторе. Например, когда нам по художественному замыслу необходимо «выхватить» лицо человека из темноты. Существует так же небольшая
приспособа для тарелки — рассеиватель. Представляет из себя кусок круглой неплотной белой ткани. Со вшитой по краям резинкой или липучкой для крепления на тарелке. Служит для
еще большего смягчения и рассеивания светового потока от источника. Но, использование единовременно с сотами невозможно. Так как эффект «направленности» от сотовой насадки
просто потеряется.

Конический рефлектор. Или «спот». Еще «тубус». Так же, как и круглый рефлектор различаются по диаметру выходного отверстия и глубине. Служит для еще большего сужения светового
потока. Например при необходимости «нарисовать» небольшой четкий световой круг на фоне. Обычно продаются в комплекте с сотовой насадкой.

Шаровый рефлектор. Часто гуляя по родному городу встречаю такие на обычных фонарных столбах. Не на тех, которые «мачты городского освещения», а на более дизайнерских, маленьких,
вроде как на арбате или бульварах в центре. Используются для создания мягкого, рассеянного светового потока что называется «во все стороны». Честно говоря, я сам всего раз или
два ставил подобный прибор, когда была необходимость создать в кадре видимость света от того самого фонарного столба. В особо широком применении ни у меня, ни у моих знакомых
замечен не был.

Фоновый рефлектор. Используется для подсветки фона. Формирует направленный, жесткий луч света, с различным углом расхождения лучей. Благодаря косому срезу можно добиться
отображения более-менее ровного круглого светового пятна на фоне, при этом расположив прибор под углом к нему. Такой конструктив позволяет подвесить прибор повыше, чтобы не
попадал в кадр или просто поставить его на пол за объектом на переднем плане.

Оптический рефлектор. Используется в основном для получения изображений на фоне, по средством установки в потоке света слайда или гобо с нужным рисунком. В составе данного
рефлектора имеется линза, которая позволяет сфокусировать полученное изображение. Может оказаться весьма полезным, если вам, например, необходимо создать в кадре иллюзию
присутствия различных объектов или панорам. Так же позволяет производить установку различных светофильтров или нескольких одновременно.

Насадка «Софтбокс». Софтбоксы для световых приборов — это практически те же самые релекторы, только гораздо большие по размерам. Используются для заливки ровным, рассеянным
светом больших областей в кадре. Бывают самых различных форм и размеров от маленьких квадробоксов 30х30 сантиметров до больших октабоксов 1.8 метра и даже больше. Эти нехитрые
приспособления вполне помогают нам добиться того или иного светового рисунка. Например, при съемке силуэтов я использую обычно два стрипбокса размером 120х30 сантиметров с
установленной шторкой «щель». Это позволяет мне получить узкий луч света и направить его на объект. Расположив приборы как «контровые», примерно под углом 40-45 градусов к
снимаемому объекту, мы увидим в кадре четкие очертания силуэта.

Зонтичные рефлекторы. Тоже встречаются самых разных размеров, но сами делятся всего на два типа. Рефлектор на отражение и рефлектор на просвет. Первый выглядит как самый
обычный зонт от дождя, только вся его внутренняя поверхность покрыта светоотражающим материалом. Соответственно прибор с отражающим зонтичным рефлектором устанавливается
как бы «спиной» к объекту съемки. И второй тип — на просвет. В этом случае материал из которого сделан рефлектор способен пропускать сквозь себя световой поток сильно
рассеивая его.

Немного ознакомившись с насадками для импульсных студийных осветителей, мне кажется, можно переходить к постоянным и их особенностям. Но об этом будет лучше рассказать
в отдельной статье.


Свежие записи

Комментарии:

No Comments Yet.

Leave a reply