Continue Reading" />

Скорость синхронизации — темная полоса в кадре.

При работе с импульсными источниками освещения, многие начинающие фотографы нередко сталкиваются с проблемой «черной полосы». Сам был не раз свидетелем мучений людей в попытках решить эту задачу. Чего только не придумывали, — и зеркало фотоаппарата открутилось, и свет стоит неправильно, и часть матрицы отключилась… На самом деле причина данного эффекта кроется только лишь в конструктивных особенностях того или иного фотоаппарата, а именно в его затворе.

Подавляющее большинство современных фотографов пользуются стандартными цифровыми 35-ти мм. камерами различных производителей. Принцип работы у них один и тот же. Везде зеркало, шторный затвор и за ним фоточувствительный элемент. Посмотрим что происходит в момент нажатия кнопки спуски затвора. Зеркало поднимается, освобождая путь лучам света к матрице, первая шторка открывается, кадр экспонируется, затем вторая шторка закрывается. Время, в течении которого шторки фотоаппарата были открыты называется выдержкой. Примерно так все и происходит на не слишком маленьких выдержках. Теперь попробуем сделать несколько кадров изменяя значение выдержки в сторону уменьшения. Соответственно, уменьшается время между полным открытием первой шторки и началом закрытия второй. Неизбежно с уменьшением времени выдержки наступает момент, когда первая шторка еще не успела полностью открыться, а вторая уже начала свое движение на закрытие кадра. Самая короткая выдержка затвора фотоаппарата, при которой светочувствительный элемент или материал остается еще полностью открытым, называется скоростью синхронизации. Если продолжить уменьшать выдержку, то в кадре будет появляться черная полоса, которая по мере дальнейшего уменьшения выдержки будет увеличиваться. Это не что иное как задняя штока затвора фотоаппарата, которая начинает закрываться еще до момента полного открытия первой. Современные цифровые фотоаппараты позволяют настроить синхронизацию вспышки «по задней шторке». Это означает что импульс происходит в момент начала закрытия задней шторки затвора. Но, к сожалению, в нашей ситуации это не поможет, так как в данном случае мы увидим в кадре первую шторку, которая еще не успела полностью открыться.

Скорость синхронизации затвора у разных фотоаппаратов тоже различается. Для примера приведу скорость синхронизации для Canon 5D Mark III и Nikon D800 — она у этих двух моделей одинакова — 1/200 сек. Есть модели где скорость синхронизации выше или ниже, но короче 1/500 секунды практически не встречается.

Чтобы у фотографа была возможность снимать с импульсными источниками света на более коротких выдержках, производители осветительного оборудования предлагают вполне подходящее решение — так называемые «генераторные вспышки». Суть их заключается в том, что лампа в подобной вспышке дает серию коротких импульсов вместо одного импульса в обычных. Соответственно вне зависимости от того насколько близко друг к другу шторки скользят вдоль кадра, экспонирование происходит равномерно по всей его площади. У подобного решения есть несколько недостатков, среди которых особенно выделяется снижение мощности отдельной вспышки в серии и цена на подобную «игрушку». Конечно же накамерные вспышки позволяют укорачивать выдержку при съемке и довольно серьезно, но мощность их ламп вообще не имеет смысла сравнивать со студийными приборами, где она может быть выше в десятки раз.

Интересный момент о котором стоит упомянуть отдельно в рамках данной статьи это центральные и «диафрагменные» затворы. Подобный установлен во многих камерах среднего формата, таких как например Mamiya RB67. Скорость синхронизации с импульсными источниками света в подобных системах может быть абсолютно любая. Здесь все ограничивается только механикой. Например, в моей Mamiya это 1/400 секунды. Центральный затвор устроен таким образом, что весь кадр экспонируется целиком. Хотя, надо сказать что и в подобных системах имеются свои нюансы. При достаточно коротких выдержках на камерах с центральным или «диафрагменным» затвором появляется темное «виньетирование». Но, пожалуй, это тема для отдельной небольшой статьи…


Комментарии:

No Comments Yet.

Leave a reply